четверг, 31 декабря 2015 г.

НАБРОСКИ К БИОГРАФИИ.

НИКОЛА КАТИНА: АДВОКАТ С МАРШАЛЬСКИМ ЖЕЗЛОМ.

2. Северная Италия: "Железная маска", Касале и вальденсы (1678-1686 гг.)

Железная маска - самый таинственный узник в истории и одна из не решенных до сих пор загадок Франции. Список лиц, отождествляемых историками с Железной Маской, насчитывает порядка полусотни человек - и судьба одного из "кандидатов" переплелась с биографией будущего маршала Франции.

В конце Голландской войны французский посол в Венеции, Жан Франсуа д'Эстрад, предложил Людовику XIV купить за хорошую сумму у молодого мантуанского герцога Фердинанда Карла IV де Гонзага право оккупации крепости Касале на реке По, в пятнадцати лье к востоку от Турина. В дополнение к Пиньеролю, которым французы владели в этом регионе с 1631 года, это усилило бы влияние Франции в Северной Италии.
В качестве посредника для этой сделки д'Эстрад выбрал госсекретаря герцога Карла - блестяще образованного 38-летнего уроженца Болоньи, графа Эрколе (Эркюль) Антонио Мария Маттиоли. Тайные переговоры начались в январе 1678 года. Ценой приобретения Касале графом был назван миллион ливров и военный союз между Мантуей и Францией. В ходе переговоров к марту сумма сократилась до 300 тысяч, а 28 ноября 1678 года Маттиоли тайно прибыл в Париж для встречи с Людовиком XIV. Договор был заключен, и Маттиоли получил достойную награду - не столько за свои дипломатические способности, сколько за то, чтобы данный договор оставался в тайне. Людовик XIV намеревался как можно дольше скрывать эту сделку и поставить Европу перед свершившимся фактом, когда в Касале уже будет стоять сильный французский гарнизон.
Лувуа послал к Пиньеролю французские войска - командовавшему ими маркизу де Буффлеру надлежало вступить в Касале сразу после того, как отправившийся в Венецию полковник Алексис Бидаль (барон д'Асфельд) встретится с Маттиоли и получит ратифицированный мантуанским герцогом договор о передаче крепости французам. Однако Маттиоли не приехал на встречу (ссылаясь на то, что болезнь не дает ему возможность покинуть Падую), а через некоторое время загадочным образом исчез полковник Бидаль.
В Париже стали подозревать неладное, а через пару месяцев из Турина пришло странная информация: герцогиня Савойская сообщала королю Франции о том, что ее агент за некую сумму купил информацию о предстоящей передаче французам Касале. Вскоре о тайном договоре стало также известно в Вене и Мадриде. Оказалось, что Маттиоли сам продал эти сведения врагам короля Франции, решив заработать сразу в нескольких местах. Также стало известно, что пропавший Бидаль был схвачен агентами Вены. От мантуанского герцога не было никакой информации, а сосредоточение французских войск у Пиньероля стало беспокоить Габсбургов. Напряжение росло.
Произошедшее не только роняло тень на Людовика XIV, но и могло испортить репутацию французскому послу, затеявшему "касальское дело": д'Эстрад предложил Людовику XIV отомстить Маттиоли, похитив его. Впрочем, судьба бумаг, содержавших его переписку с итальянцем, волновала посла не меньше. Маттиоли, не зная еще о подозрениях французов, принял приглашение д'Эстрада о встрече с французским агентом. Они встретились1 мая 1679 года недалеко от Турина - человек д'Эстрада назвался мсье де Ришмоном. Однако вместо обещанного графу личного вознаграждения в 10 тысяч ливров его ждали кляп и связанные за спиной руки. На следующий день в строжайшей тайне итальянского графа привезли в Пиньероль.
"Мсье де Ришмоном" оказался французский бригадир Никола Катина - специально выбранный Буффлером и Людовиком XIV для этой миссии.
"Все прошло без применения насилия, - писал Катина в своем отчете министру Лувуа от 3 мая, - и никто не узнал имени этого мошенника, даже офицеры, помогавшие арестовать его. Он содержится в камере, которую занимал некий Дюбрей. Там будут хорошо обращаться с ним, как и просил об этом д'Эстрада, до тех пор, пока не будет известна воля короля по этому делу". Далее: "Я поставил в известность Государя обо всём том, что я сделал с Маттиоли, который сейчас значится под именем Лестан; никто здесь не знает, кем он является на самом деле".
Катина лично допрашивал Маттиоли - сознавшегося, где находятся компрометирующие французского посла Эстрада документы. Более того - оказалось, что никакой ратификации договора не было вовсе, и Маттиоли вел переговоры самостоятельно, попросту обманув обоих монархов - и Людовика XIV, и Карла мантуанского. Самом же герцогу ничего не оставалось, как признать подписи под договором поддельными.
Французская операция по занятию Касале провалилась, и французский король распорядился отвести войска обратно во Францию. Маттиоли, наказанный за попытку обмануть "Короля-Солнце", исчез в застенках и, по весьма достоверным данным, умер в апреле 1694 года. А для фигурирующего в этой истории Катина с этого момента Северная Италия стала главным регионом в его жизни и карьере. Впрочем, история с Касале для него еще не закончилась...
По окончание Голландской войны Катина навещает парижский дом - после смерти отца, произошедшей в 1679 году, здесь теперь заправляет старший брат, ставший советником парижского парламента. Сестры к этому моменту уже разъехались из отчего дома: Франсуаза вышла замуж за известного в Париже адвоката, три других стали монахинями.
Короткий мирный период заканчивается для Катина в 1681 году. 30 сентября французские войска вступают в Страсбург, и в тот же день Лувуа повторяет операцию в Касале: отряд маркиза де Буффлера в составе шести кавалерийских, шести драгунских полков и 12 батальонов пехоты выступает из Пиньероля и занимает вожделенную североитальянскую крепость. На следующий день, 1 октября, во главе 16 пехотных батальонов сюда прибывает маршал-де-камп Никола Катина. Оставив ему часть своих полков, Буффлер сдает Катина командование и с остальными войсками возвращается в Дофинэ.
На этот раз все договоренности с герцогом мантуанским соблюдены - цитадель отдана французам за 20 тысяч ливров золотом, а в городе остаются мантуанские войска герцога Гонзага.3 февраля 1682 года, Катина официально стал губернатором цитадели Касале.
Через три года Катина выбран Людовиком XIV для выполнения еще одной миссии - весьма незавидной, военно-религиозной.
Дело в том, что в 1685 году, по соглашению с французским королем отменившим Нантский эдикт, и дабы показать себя верным во всем союзником, савойский герцог Виктор Амедей II начал политически невыгодную и непопулярную войну против вальденсов, или т.н. "барбетов". Это была христианская секта, основанная еще в XII веке лионским купцом Пьером Вальдо, — отсюда самоназвания "вальденсы" и "лионские братья"; во Франции их деятельность пришла в упадок к XV веку, но она надолго сохранилась в горных альпийских деревнях Италии, и новое ее оживление было вызвано реформационным движением в католической церкви. "Барбетами" насмешливо прозвали пьемонтских вальденсов за то, что они именовали своих пасторов "barbes" (на их диалекте это означало "дяди"); позднее так же стали называть французских кальвинистов в Севеннах. Обращение вальденсов в католичество проводилось силами французского оружия - поскольку сами савойцы сделать это были не в силах. Катина успешно овладел убежищем вальденсов Сан-Мартин, которое войска Виктора-Амедея II до того несколько раз безуспешно атаковали. Направив генерала Лонгеваля в лобовую атаку, он сам с отрядом драгун совершил обходной маневр в семь миль и атаковал вальденсов с тыла. Крепость была взята, за ней пали Верчелли и Верруа. Виктор-Амедей отблагодарил Катина за эту экспедицию собственным портретом, осыпанным бриллиантами.



"Железная маска" - самый таинственный узник истории.



Вальденсы в горах Пьемонта

Считается, что в ходе этой экспедиции французские и савойские войска убили около 8 тысяч вальденсов, взяли в плен около 10 тысяч, распределили около 3 тысяч детей по католическим местностям -лишь около 3 тысяч "барбетов" нашли убежище в Швейцарии (среди них - и глава секты, Анри Арно). Катина действовал здесь как военный, исполнявший свой долг, хотя эта экспедиция ему была неприятной. "Можно разрушить жилища барбетов, но уничтожить их самих полностью нельзя", писал он.


Комментариев нет:

Отправить комментарий